Институт государственного администрирования (ЧУ ВО «ИГА»)

Вопрос-ответ

Ответы на часто задаваемые вопросы. Найдите информацию, которая поможет вам лучше понять наш процесс и возможности.

Часто задаваемые вопросы

Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду к пяти годам, в настоящее время уже устарело. Дело в том, что к этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, а наиболее благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 года. Именно в этом возрасте надо поинтересоваться, все ли хорошо у вашего ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что является нормой в три года, в четыре уже является отставанием. Если же у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то в этом случае надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать так часто задаваемый логопедами вопрос: «А где вы были все это время?».
Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития отстает от нормы. Трехлетний ребенок употребляет в предложении простые предлоги ( на, в, под, за, с, из) и союзы потому что, если, когда. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, из-за, из-под, союзы что, куда, сколько. К этому времени появляются свистящие звуки (с, з, ц), ы, э, несколько позднее - шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5-5,5 годам. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями («одежда», «овощи» и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). Если речь вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако очень часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если этот ребенок единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно посещать с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.
Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например Максаков А.И. Тумакова Г.А. «Учите, играя»; Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»; Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи». Иногда бывает достаточно привлечь внимание ребенка к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики (узнайте у логопеда как правильно ее выполнять). Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему, например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься. Особое внимание уделяйте собственной речи, т.к. для детей в возрасте от 1 года до 6-ти лет речь родителей является образцом для подражания и служит основой последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил: - нельзя «сюсюкать» с ребенком, т.е. говорить лепетным языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка; - желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, умеренной по темпу; - общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми для детей словами, непонятными выражениями, оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки, сказки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать: рассмотрите яркую картинку, сходите на экскурсию и т.п. - ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту.
Если вы решили обратиться к логопеду, сначала надо направиться в поликлинику. Логопед поликлиники консультирует родителей по вопросам развития речи, проводит диспансеризацию детей в детских садах и школах и занимается коррекцией несложных нарушений речи у детей самого разного возраста. Он же направляет ребенка при более выраженных нарушениях на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для уточнения диагноза и, при необходимости, определении ребенка в специализированную группу детского сада. В детском саду логопед занимается только с детьми, зачисленными в его группу.
Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входит расширение и обогащение словарного запаса детей, исправление грамматических ошибок и обучение грамоте.
Нарушение речи может выражаться только в неправильном произношении звуков (дислалия или ФФН). В этом случае достаточно обратиться к логопеду поликлиники. Процесс коррекции речи при таком нарушении может занять от одного месяца до года в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребенка. При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не только звуки (иногда до 16 и более). Нарушена слоговая структура слов: «петерь» - теперь, «масалет» - самолет, «агат» - виноград. Словарь бедный, часто допускаются словесные замены: каска – «шапка», донышко – «подошва», пила – «нож». Ребенок с трудом строит фразу, при этом часто с грамматическими ошибками. Коррекция таких нарушений речи возможна только при ежедневном комплексном медико-педагогическом воздействии в условиях специализированной группы и может занять до 2-3 лет и более. Станет ли мой ребёнок "как все"? Родители часто спрашивают, сможет ли ребенок исправить все имеющиеся нарушения. Результат коррекционной работы зависит от многих факторов: степени выраженности нарушений, наличия сопутствующих заболеваний, своевременности оказания помощи и регулярности занятий, комплексности воздействия, заинтересованности самого ребенка и родителей в исправлении нарушений. Во многих случаях процесс коррекции занимает не один год и требует большого терпения от всех участников процесса. Дети с нарушениями развития, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи коррекционного педагога. Но в не меньшей степени они нуждаются в адекватной помощи родителей. При отсутствии достаточно эффективной и ранней диагностики развития ребенка, именно родители должны, заподозрив отставание или нарушение развития ребенка, обратиться за помощью к специалистам и сами активно включится в работу. Ведь никто лучше мамы и папы не найдет подхода к ребенку и никто так не заинтересован в конечном результате.
Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями ребенка. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Радио и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития ребенок должен не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной. Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития. Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка (стрессы, инфекции, травмы и многое другое), о которых родители иногда и не догадываются. В этом случае развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи. ЗРР ставится обычно детям до 3-3,5 летнего возраста. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.
В основе обучения чтению - не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его находить на слух звук [м] в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково - [м], [б], а не эм или бэ. Говоря так, мы произносим два звука - [э] и [м]. Это только путает детей. Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, т. е. ребенок сначала называет буквы: М А - и только после этого складывает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение - это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа АП, УТ, ИК и т.п. Затем переходят к слогам типа МА, НО, ВУ. После того, как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа МАК, ЛУНА, ПАЛКА и т.д. по нарастанию сложности слов. Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например [Ш] на [С] («сапка») или [Р] на [Л] («лыба»), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае у ребенка может сформироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой. Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки ребёнка должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола, и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Ручка кладется на верхнюю часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают её на расстоянии 1,5–2 см. от конца стержня. Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строчки.
Заикаются примерно 2% детей, т.е. один из пятидесяти. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек. Обычно заикание возникает в период от 2 до 5 лет. Очень часто родители считают причиной испуг, болезнь или другой стресс. На самом деле многие дети пугаются животных или чего-то другого, но заикания при этом не возникает. Следовательно, истинная причина в ослабленности центральной нервной системы ребенка, а испуг послужил лишь пусковым механизмом. Спровоцировать заикание может внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье, режима. Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ. Одной из распространенных причин появления заикания у детей является непосильная для них речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию ребенка). Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся двигательной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук (сила, ловкость, подвижность кисти и пальцев рук). Таким детям не рекомендуется много смотреть телевизор, особенно на ночь. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно темном. Перед сном лучше играть в тихие, спокойные игры. Не пытайтесь добиться ответа у ребенка, когда он плачет, судорожно всхлипывая. Это может спровоцировать заикание. Сначала успокойте его. Заикание иногда может возникнуть по подражанию, если кто-то в окружении ребенка заикается. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь.); употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и); повторение первых слогов или целых слов в начале фразы; вынужденные остановки в середине слова, фразы; затруднения перед началом речи. При возникновении первых признаков заикания надо обратиться к психоневрологу.
Существуют нормативные показатели развития речи детей (смотрите «Основные ориентиры: как развивается речь ребенка в норме?»). Если у ребенка отсутствует или отмечается задержка в появлении гуления, лепета, слов, фраз, ребенок не понимает обращенную речь – это повод обратиться к логопеду и пройти обследование речевого развития ребенка. Зачастую нарушения речевого развития проявляются в неправильном произношении звуков, невнятности, нечеткости, проглатывании и пропусках отдельных звуков, слогов в словах. Так же могут отмечаться запинки в речи, нарушения темпа и ритма речи. Если вы заметили у ребенка отставание от нормативных показателей, необходимо обратиться к логопеду.
Развитие речи начинается с рождения. Поэтому тянуть с визитом к логопеду и ждать, что речь появиться сама (в случае ее отсутствия) не нужно. Мнение о том, что к логопеду нужно приходить после 4 лет – ошибочно. Часто родители привыкают к неправильной речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Если Вы замечаете, что ребенок не гулит, не лепечет, у него нет слов, первых фраз или развитие речи происходит с задержкой необходимо обратиться к неврологу и логопеду. И ни в коем случае не ждать, что все само собой пройдет! Чем раньше у ребенка будет выявлено нарушение речи, тем больше шансов его преодолеть. Таким образом, обратиться за консультацией к логопеду можно на первом году жизни.
Да, в развитии мальчиков и девочек есть разница. Во-первых, нарушения речи у мальчиков встречаются намного чаще, чем у девочек. Во-вторых, речевое развитие у девочек опережает развитие речи у мальчиков. С возрастом развитие речи у мальчиков и у девочек выравнивается. Но только специалист в каждом конкретном случае сможет разобраться – отставание речи у мальчика укладывается в естественные границы или это уже патология.
Родителей очень часто волнует данный вопрос, но прежде чем ответить на него нужно кое-что уточнить. Для того, чтобы поставить звук требуется 1-2 занятия. Но прежде, чем поставить правильный звук вместо нарушенного, необходимо подготовить органы артикуляционного аппарата к постановке звука. Именно этот период, занимает длительный промежуток времени. И только после подготовительного тапа, возможно чистое правильное произнесение нового звука. После того, как звук поставлен, необходимо его автоматизировать, т.е. закрепить произношение поставленного звука в слогах, словах, предложениях, самостоятельной речи. И на это также требуется время. В зависимости от того, какое нарушение звукопроизношения было у ребенка, сколько звуков нарушено, индивидуальных особенностей ребенка, процесс исправления звукопроизношения может занимать от нескольких недель до нескольких лет (если нарушено несколько групп звуков, например: свистящие, шипящие звуки, звуки Р, Рь, Л, ЛЬ). Поэтому очень важно вовремя обратиться к логопеду, а не откладывать визит к логопеду до 6-7 лет.
Укороченная уздечка языка не влияет на собственно развитие речи: появление слов, первых фраз, развитие самостоятельной речи. Но укороченная уздечка языка будет влиять на звукопроизношение. При укороченной уздечки языка, нарушается произношение некоторых звуков раннего онтогенеза (Т, Д, Н), шипящих звуков, звуков Р, Рь, Л, Ль, может наблюдаться смягчение звуков, упрощение их артикуляции, звуки становятся нечеткими, смазанными. Необходимо ли родителям заниматься дома с ребенком, несмотря на то, что ребенок занимается с логопедом7 Родители должны заниматься дома с ребенком и закреплять те задания и тот материал, который ребенок прошел на занятии с логопедом. Без этого динамика в преодолении речевого нарушения будет минимальна. Закреплять и прорабатывать дома с ребенком необходимо все задания без исключения каждый день. Особенно это касается артикуляционной гимнастики и заданий на закрепление правильного звукопроизношения.
В зависимости от того какое нарушение речи у ребенка, можно говорить об обучении иностранному языку. Например, если ребенок не выговаривает звук Р и у него нет других нарушений речи. Позволительно начинать изучение иностранного языка, но при этом занимаясь с логопедом над исправлением произношения звука Р. Если у ребенка нарушено большое количество звуков и/или есть другие нарушения речи (ограниченный словарный запас, трудности в грамматическом оформлении своих высказываний и т.д.), то изучение иностранного языка не рекомендуется начинать, пока нарушения речи не будут преодолены. Иначе сработает эффект «снежного кома»: когда на несформированную родную языковую систему, будет накладываться вторая иностранная языковая система. И обе они будут формироваться неправильно с ошибками, что будет проявляться в речи (как устной, так и письменной). Поэтому сначала мы работаем над исправлением речи, а затем приступаем к изучению иностранного языка.
Согласно логопедическим нормам, к полуторагодовалому возрасту ребенок должен иметь в своем активном лексиконе порядка 30 слов. Это могут быть слоги или даже придуманные ребенком слова. Главное, чтобы ребенок мог донести свою мысль до взрослого. Но всё больше практикующих специалистов отмечают, что детей, чье речевое развитие соответствует показателям возрастных норм, в последние годы становится меньше. Рекомендуем родителям «обращаться к специалисту не по факту достижения ребенком определенного возраста, а если у ребенка наблюдаются отклонения в речевом развитии. Даже детям младенческого возраста может понадобиться помощь специалиста». Для того, чтобы не пропустить момент, когда нужно обраться к специалисту, обратите внимание на следующие сигналы: Ребенок не реагирует на голос близких взрослых; Отсутствует зрительный контакт со взрослыми; Отсутствует эмоциональная и двигательная реакция на маму и значимых взрослых; Отсутствует указательный жест; В 2-3 месяца нет гуления; В 5-6 месяцев нет лепета; К одному году ребенок еще не произнес ни одного слова; Ребенок начинает произносить первые фразы после двух лет; Ребенок с трудом понимает обращенную к нему речь взрослого; Наблюдается неравномерное развитие речевых компонентов (лексики, грамматики, связной речи); К четырем-пяти годам речь смазанная и нечеткая; Отмечаются стойкие сложности формирования чтения и письма в начальных классах.
Нередко бывает так, что занятия с логопедом длятся месяцами, а результата это не приносит. Вот как определяет «хорошего логопеда» Ключевыми факторами в выборе специалиста для ребенка должны служить две вещи: - логопеду удалось наладить контакт с ребенком и он занимается с удовольствием; - логопед не обещает «вылечить» ребенка за 10-15 занятий. Кроме того, хороший логопед иногда может говорить не очень приятные слова о реальном положении дел и обязательно просит родителей активно включаться в работу. 2-3 занятия в неделю со специалистом — это конечно хорошо, но с речью нужно работать ежедневно и постоянно. Показателем хорошего специалиста является и наличие домашних заданий, а также тот факт, что логопед объясняет родителям, чем конкретно он занимался с ребенком на уроке.
«Продолжительность занятий с детьми дошкольного возраста должна соответствовать „Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций“. Для детей 4-го года жизни это не более 15 минут, для детей 5-го года жизни — 20 минут, для детей 6-го года жизни — 25 минут, а для детей 7-го года жизни — 30 минут». В детском саду ребенка берут заниматься в среднем 2-3 раза в неделю, в зависимости и рекомендаций, выданных ПМПК.
Работа логопеда не сводится к одной лишь постановке звуков, которая никак не ассоциируется с игрой. Логопед учит правильно и красиво говорить, а также грамотно читать и писать. Помогает решить проблемы понимания обращенной речи и нарушения голоса. Игра — ведущая деятельность у дошкольников, и большинство логопедических техник выстраиваются именно через игры. Логопедический массаж сменяется артикуляционной гимнастикой, нейропсихологические игры чередуются со словесными. А со старшими дошкольниками и школьниками логопед еще и может заниматься сторителлингом, как в устном, так и в письменном формате.
Логопедия наука относительно молодая. Ее становление и активное развитие началось лишь в XX веке. Регулярно проводятся масштабные исследования, разрабатываются новые методы коррекции и лечения, в том числе и аппаратные. БОС-терапия, микротоки, нейродинамиечская гимнастика на тренажерах, аппаратная тренировка артикуляционных мышц, различные виды физиотерапии и многое другое. Однако доказанной эффективности у большинства из этих техник пока нет.
Логоритмика со стороны выглядит как обычная физкультура: дети просто двигаются в такт музыке. Однако эта методика уже успела себя хорошо зарекомендовать. Логоритмика основана на тесной связи слова, движения и музыки. Музыкальный ритм служит организующим началом для координации речи и движения. И логоритмические упражнения могут помочь детям как на самых первых этапах освоения речи (стимуляция речи), так и при формировании речевого дыхания, слоговой структуры слова, мелодики и ритма фразы. Кроме того, это замечательный инструмент для развития артикуляционной и мелкой моторики, слухового внимания и памяти, творческих способностей детей.
В детском саду логопеды настоятельно просят родителей заниматься с детьми дома, оставляют тетради с «зарядкой для языка» и заданиями. Это действительно ежедневная работа: родители под руководством логопеда отрабатывает необходимые задания, которые вызывают у ребенка затруднения, или же многократно повторяют слова на тот или иной звук для того, чтобы он быстрее вошел в речь. Артикуляционная гимнастика, рекомендуемая логопедами достаточно часто на первых занятиях, выполняется ребенком строго под контролем специалиста. Желательно, чтобы родители видели, что делает ребенок, какие ошибки допускает и как правильно выполняется упражнение. Когда у ребенка начинает получаться самостоятельно, то задание переходит в домашний режим и может быть способом провести время вместе, увлечь ребенка совместной игрой. Практически все речевые нарушения у детей (за редким исключением, когда речь идет об органических поражениях мозга), поддаются коррекции. Важно вовремя заметить нарушение и привлечь к работе специалиста. И наконец очень важно просто как можно больше говорить со своими детьми.

Настройки для слабовидящих